Sprache wechseln

Breadcrumbs

 

Третьего дня или же накануне?

Как пишет Бикерман в примечаниях к своей Хронологии Древнего мира:

Имеющиеся сведения о римском календаре происходят из двух различных источников: из живой традиции его передачи, дошедшей до наших дней, и из древних документов и сообщений античных авторов. И в настоящее время мы пользуемся календарем Цезаря, а римская система датирования дней месяца (ноны и календы) сохранялась вплоть до XVI в. (Ginzel, III, с. 115).

Э. Бикерман. Хронология Древнего мира: Ближний Восток и античность. Перевод с английского И.М. Стеблин-Каменского. Сретенск: МЦИФИ, 2000.

В свою очередь Фридрих Карл Гинцель, на которого ссылается здесь Бикерман, в своей книге (третьем томе) III. Band: Zeitrechnung der Makedonier, Kleinasier und Syrer, der Germanen und Kelten, des Mittelalters, der Byzantiner (und Russen), Armenier, Kopten, Abessinier, Zeitrechnung der neueren Zeit, sowie Nachträge zu den drei Bänden приходит к выводу, что дескать римский календарь проявляется в средние века с иными, чем античный, свойствами и часто неверно используется, что ясно показывает, как писцы все больше и больше утрачивали знания о нем.

Путаница в датировке здесь и там, в летописях значительна, особенно происходит так, что в датах с календами (во второй половине месяца) указывается текущий месяц вместо следующего. Так, например, солнечное затмение 22 декабря 968 г, в целом ряде источников датируется как XI. Календы декабря вместо XI. Календы января, а в Annales Ratisponenses солнечное затмение 29 июня 1033 датируется III. Календами июня вместо III. Календ июля. Даже если дата дублируется известными праздниками или днями святых, не редки такие ошибки. Также выглядит так, что обратный отсчет дней во второй половине месяца в более позднее время не везде верно понимается, потому что иногда (в случаях, где вы можете проверить дату по затмениям), ошибки в сторону укорачивания составляют один или два дня, даже без учета возможных описок или по-иному рассчитанного начала дня. Например, X. Календы сентября вместо XI. Календ для 22 августа, VIII. Календы октября вместо IX. Календы для 23 Сентября (в XI в.). Некоторые источники несут в себе противоречивые датировки, такиe как sexta hora dominici diei XII. Kal. Septembrium 938. Следующий за этим день (XII. Календы сентября = 21 августа), не воскресенье,а вторник; условие же, что XII. Календы октября = 20 сентября выдало бы нам четверг. 

Тем самым Гинцель считает, что дебилизация населения на почве религиозного фанатизма в "темные" средние века достигла такого размаха, что никто уже даже не мог точно определить ни день недели, ни месяц, ни дату почитания своих же святых!? А ведь причин несовпадения датировок затмений в летописях с современными датировками тех же затмений может быть несколько. Это и малопрофессиональная фальсификация самих летописей задним числом и неверная привязка (подгонка) источников к общепринятой хронологии. Нельзя исключать и возможные катастрофы планетарного масштаба, в корне изменившие древние календари.

Кроме того, вполне возможно, что сама система абсолютно неудобного обратного счета дней в римском календаре была в свое время неверно истолкована. Недаром вплоть до ХХ века не затихали споры на страницах филологических и исторических трудов по поводу интерпретации латинской приставки неизвестной этимологии в записи дат - ante diem.

Считается, что:

Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в нём трёх главных дней, связанных первоначально со сменой фаз луны:

1-й день каждого месяца — календы (Kalendae или Calendae, сокр. Kal., Cal.); первоначально первый день новолуния, о котором возвещает верховный жрец (от лат. глагола calare — созывать, в данном случае для возвещения о новолунии).
13-й или 15-й день месяца — иды (Idus, сокр. Id.); первоначально в лунном месяце середина месяца, день полнолуния (по этимологии римского учёного Варрона — от этрусского iduare — делить).
5-й или 7-й день месяца — ноны (Nonae, сокр. Non.), день первой четверти луны (от порядкового числительного nonus — девятый, 9-й день перед идами, считая день нон и ид).

В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы — иды на 13-е, а ноны на 5-е число.

Названия этих дней (календы, ноны, иды) при обозначении даты ставились в аблятив времени (ablativus temporis): Idibus Martiis — в мартовские иды, Kalendis Januariis — в январские календы, т. е. 1 января.

Дни непосредственно предшествующие календам, нонам или идам, обозначались словом pridie — накануне (в вин. падеже): pridie Idus Decembres — накануне декабрьских ид, т. е. 12 декабря.

Остальные дни обозначались посредством указания, количества дней оставшихся до ближайшего главного дня; при этом в счёт входили также день, который обозначался, и ближайший главный день (ср. по-русски «третьего дня» — позавчера): ante diem nonum Kalendas Septembres — за девять дней до сентябрьских календ, т. е. 24 августа, обычно писалось сокращённо a. d. IX Kal. Sept. - ВИКИ

Мало того, что римский календарь для счета дней абсолютно непрактичен (все шиворот на выворот), так его, в попытках истолковать его смысл, еще больше запутали. Но ведь был же в нем какой-то глубокий смысл? Может быть дни в римском календаре считались изначально по-нарастающему, как и сегодня? С этим я и предлагаю попытаться разобраться.

Интересно, что итальянская ВИКИ приводит свою оригинальную интерпретацию римского календаря, отличающуюся тем, что в ней есть дни "после" (календ, нон и ид).

Calende di settembre 1º settembre
il giorno dopo le calende di settembre 2 settembre
il terzo giorno prima delle none di settembre 3 settembre
il giorno prima delle none di settembre 4 settembre
none di settembre 5 settembre
il giorno dopo le none di settembre 6 settembre
7° giorno prima delle idi di settembre 7 settembre
6° giorno prima delle idi di settembre 8 settembre
5° giorno prima delle idi di settembre 9 settembre
4° giorno prima delle idi di settembre 10 settembre
3° giorno prima delle idi di settembre 11 settembre
il giorno prima delle idi di settembre 12 settembre
le idi di settembre 13 settembre
il giorno dopo le idi di settembre 14 settembre
17° prima delle calende di ottobre 15 settembre
16° giorno prima delle calende di ottobre 16 settembre
15° giorno prima delle calende di ottobre 17 settembre
14° giorno prima delle calende di ottobre 18 settembre
13° giorno prima delle calende di ottobre 19 settembre
12° giorno prima delle calende di ottobre 20 settembre
11° giorno prima delle calende di ottobre 21 settembre
10° giorno prima delle calende di ottobre 22 settembre
9° giorno prima delle calende di ottobre 23 settembre
8° giorno prima delle calende di ottobre 24 settembre
7° giorno prima delle calende di ottobre 25 settembre
6° giorno prima delle calende di ottobre 26 settembre
5° giorno prima delle calende di ottobre 27 settembre
4° giorno prima delle calende di ottobre 28 settembre
3° giorno prima delle calende di ottobre 29 settembre
il giorno prima delle calende di ottobre 30 settembre
Calende di ottobre 1º ottobre

Ученые до сих пор ломают голову по-поводу странности древнеримского календаря, т.н. календаря Ромула, состоявшему из десяти месяцев:

Martius (31 день)
Aprilis (30 дней)
Maius (31 день)
Iunius (30 дней)
Quintilis (31 день)
Sextilis (30 дней)
September (30 дней)
October (31 день)
November (30 дней)
December (30 дней)

что в сумме дает только 304 дня. Практически все ссылаются на "Сатурналии" Макробия, якобы жившего и творившего в 5 веке, который сам толком ничего определенного не знал.

Такая величина года была определена Ромулом, который, как
мы сказали выше, установил, что год должен иметь десять месяцев, а
дней—триста четыре, и так расположил месяцы, что четыре из них
содержали по тридцати одному дню, а шесть—по тридцать. Но
так как это число дней года не соответствовало ни бегу солнца, ни
фазам луны, иногда на деле наступало то, что в летние месяцы при-
ходил холод, и, напротив, в зимние месяцы приходила жара. Когда
это случалось, разрешали использовать столько дней без какого-либо
обозначения месяца, сколько отводилось на это время года, чтобы
вид неба соответствовал текущему месяцу.

Считается, что недостающие 61 день глупые римляне никак не называли, не считали и вообще впадали в зимнюю спячку на всю полярную ночь до весны. Но ведь Рим не находится в Лапландии, да и календарь этот не солнечный, а чисто лунный. Значит причину нужно искать в луне.

На самом деле лунный месяц (синодический) - промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны - величина непостоянная и примерно соответствует 29,5 средних солнечных суток. Поэтому лунный год составляет 354-355 (354,36) солнечных суток. Иногда в лунном месяце 29 лунных суток, а иногда - 30.

Уверен, что древние были не глупее нас и считать тоже умели. Их лунный календарь никогда не был десятимесячным, а двенадцатимесячным, состоявшим из 29- и 30-дневных месяцев, как и до сих пор в исламском (частично и в еврейском) календаре.

Самый древний из сохранившихся календарей Fasti Antiates maiores представляет собой уже адаптированную к солнечному году версию.

Roman-calendar

Возьмем для наглядности 30-ти дневный месяц, где новолуние приходится на первое число, например июнь 2011.

1106

Здесь хорошо видно, что день первой четверти луны приходится точно на девятый день. То есть древние, давая этому дню название "ноны", от порядкового числительного nonus — девятый, ничтоже не сумняшелись и не выдумывали себе задней мыслью обратного счета "9-й день перед идами, считая день нон и ид".

То же самое касается и ид, т.е. дня полной луны, попадающих точно на 15 число, середину месяца. И при "живой" луне ноны никогда не попадут на "9-й день перед идами, считая день нон и ид", потому, что между этими событиями, даже если следовать "римскому счету", не девять, а семь дней. А вот от ид до третьей четверти, попадающей на 23-е число, действительно ровно девять дней. Только согласно ТИ римляне никак этот день в календаре не выделяли и никаких "вторых нон" не отмечали, что есть странно и нелогично для умных латинов.

А после перехода на солнечный календарь, ноны и иды потеряли свою прямую связь с реальностью.

Теперь о календах. Утверждение, что "1-й день каждого месяца — календы (Kalendae или Calendae, сокр. Kal., Cal.); первоначально первый день новолуния" не может быть верным, хотя бы потому, что начало месяца в лунных календарях приходится не на новолуние, а на лекго наблюдаемую неомению, отстоящую от новолуния на 2-3 дня. И если у римлян о неомении возвещал Pontifex Maximus, то в наше время стало все прозаичнее и появление лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина.

И тогда, действительно, ноны попадают на 7-й, а иды на 13-й день лунного месяца, считая от неомении - дня появления на небосклоне лунного серпа.

Продолжительность лунных месяцев (в скобках) для Рима в 2011 г. и дни нон и ид, считая с неомении.

январь 6-13 (30)
февраль 7-14 (29)
март 7-13 (30)
апрель 7-14 (30)
май 6-13 (29)
июнь 7-13 (30)
июль 6-13 (29)
август 6-13 (30)
сентябрь 5-13 (29)
октябрь 5-13 (29)
ноябрь 5-13 (29)
декабрь 5-13 (29)

Правило "ноны - за девять дней до ид включительно" действительно только для четырех месяцев: с,о,н,д.

Вот, что пишет немецкая ВИКИ о римском календаре. На мой взгляд чаще всего более честная и полная, чем на других языках.

(беглый перевод)

Свидетельства современников о календаре времен основания Рима отсутствуют. Самым древним свидетельством является календарь Fasti Antiates maiores, датируемый 173 годом до н.э. Оценка относительно поздних письменных источников делает вероятным, что первый региональный лунный календарь с 354-дневным годом ввели этруски, который впоследствии был расширен римлянами до 355 дней. Первый календарь приписывается легендарному основателю Рима Ромулу.

Уже около 713 г. до н.э., как утверждается, календарь был реформирован Нумой Помпилием, вторым из семи легендарных царей Рима. В отсутствие свидетельств современников, а более поздние свидетельства сильно приукрашены, невозможно определить существовал ли Нума на самом деле. Представления на основе литературного творчества таких авторов, как Тит Ливий и Плутарх во многом легендарны и неисторичны. Считается также, вероятно, что пятый царь Луций Тарквиний Приск, был ответственным за эту реформу.

Цензорин сообщает, что изначально базирующиеся на 354-дневном лунном годе двенадцать месяцев римского календаря давали разницу с солнечным годом около одиннадцати дней, и, согласно традиции, начиная с 450 г. до н.э. в Риме появилась коллекция законов Двенадцати таблиц - двенадцать деревянных досок на форуме - с модифицированным, специально созданным для этого комитетом, календарем.

Знаменитое солнечное затмение 30 апреля 59 года, видимое в Кампании между седьмым и восьмым часом дня, а в Армении между 10 и 11 часами по которому датируют Плиния, а по Плинию датируют уже все остальное.

18d, 39a. Pliny, "Naturalis historia", II, 180
"Ideo defectus solis ac lunae vespertinos orientis incolae non sentiunt, nec matutinos ad occasum habitantes, meridianos vero serius nobis illi. apud Arbilam Magni Alexandri victoria luna defecisse noctis secunda hora est prodita eademque in Sicilia exoriens. solis defectum Vipsano et Fonteio cos., qui fuere ante paucos annos, factum pridie kalendas Maias Campania hora diei inter septimam et octavam sensit, Corbulo dux in Armenia inter horam diei decimam et undecimam prodidit visum, circuiti globi alia aliis detegente et occultante. "

Что обращает здесь на себя внимание? Хотя бы тот факт, что это затмение, а значит и слова Плиния, подтверждаются всеми звездными каталогами и программами от НАСА и до СтарКалька. Причем все - тютелька в тютельку. И дата и время. Однако.
Именно потому, что все здесь слишком гладко и возникают сомнения. Объясню, почему - так.

Естественно, что затмения солнца происходят исключительно в новолуния и здесь дата Плиния абсолютно соответствует этому событию "pridie kalendas Maias" - "за день до Майских календ", т.е. 30 апреля. И действительно неомения, первое появление месяца на небосклоне, в 59 году имело место быть если уже не 1 мая для особо глазастых, то 2-3 мая точно.

В то же самое время считается, что, самое позднее, после реформы Календаря к тому времени покойным Юлием Цезарем, римский календарь уже не зависел от фаз луны и такое совпадение последнего календарного дня месяца с древним изначальным по-смыслу "pridie" за день до первого календарного числа следующего месяца может быть объяснено исключительно великой случайностью. Или же чьим-то "божественным провидением".

Дело в том, что эти самые "pridie kalendas" в новом юлианском, ориентированном на солнечный год, календаре постоянно сдвигаются и очень редко попадают на последний день лунного месяца. Насколько редко и с какой вероятностью, смогут легко подсчитать математики. Я таких совпадений, просмотрев все затмения в Кампании с 1-го по 16-й век, удовлетворяющих прочим упомянутым Плинием условиям, найти не смог. Есть только это - 30 апреля 59 года.

Но тогда, как быть с солнечным юлианским календарем? Означает ли это, что во времена Плиния календарь был все-таки еще чисто лунным, где "pridie kalendas" всегда приходились на последний день месяца? Иначе чем же еще объяснить такое исключительное совпадение? Уж не чьим-то умыслом расчетным порядком отправить Плиния задним числом точно в 59 год н.э. ?

К тому же у меня есть большие сомнения, что юлианский календарь, со всеми его юстировками, сохранился с тех времен в абсолютно неизменном виде и, что 1 мая 59 года и сегодня приходится на 1 мая в юлианском календаре, а не, например на 5 мая или 14 мая, или даже на 3 июня. А в таком случае прочим упомянутым Плинием условиям солнечного затмения "pridie kalendas" удовлетворяют и следующие:

14 мая 812 г.
5 мая 840 г.
3 июня 1239 г.
14 мая 1333 г.

То самое затмение от 30.04.59, которое якобы имел в виду Плиний.

solec00590430 copy

  

Тацит в Анналах описывает якобы то же самое затмение:

Тогда же произошло много знамений, не имевших, однако, последствий: одна женщина родила змею, другая на супружеском ложе была умерщвлена молнией: внезапно затмилось солнце и небесный огонь коснулся четырнадцати концов города.

У Диона Кассия (5, LXI, 16,4)(6, № 39) в его "Истории Рима от основания города по 229 год н.э.":

Посреди празденств и жертвоприношений, состоявшихся в честь Агриппины по постановлению Сената, произошло настолько полное затмение солнца, что были видны даже звезды.

Трудно согласиться, что в Риме при частичном затмении, даже в 80%, можно было видеть звезды.

Смотрим затмения дальше. 
Вот, что пишет Элий Лампридий.

Aelius Lampridius, Commodus Antoninus XVI

Prodigia eius imperio et publice et privatim 
haec facta sunt : crinita stella apparuit. vestigia 
deorum in foro visa sunt exeuntia. et ante bellum 
desertorum caelum arsit. et repentina caligo ac 
tenebra in Circo kalendis lanuariis oborta

В январские календы цирк неожиданно покрылся мраком и наступила темнота.

Считается, что здесь речь идет о солнечном затмении 28 декабря 186 года. Но оно никак не могло затмить что-либо в Риме потому, что там оно было практически невидимо.

solec01861228 copy

Но пусть даже так и в цирке действительно "вырубилось" освещение. Зато мы здесь снова видим странное совпадение солнечного затмения с лунным календарем (со сдвигом в один день). То есть даже через две с лишним сотни лет после реформы Юлия Цезаря.

Очередное затмение, датированное римскими календами, является затмение якобы 20 ноября 393 г. Почему якобы? Потому, что в самих источниках оно упоминается как произошедшее за шесть дней до ноябрьских Календ в воскресенье, т.е. 27 октября.

Fasti Vindobonenses , (Monum. Germ. Script, v.9)
”Theodosio III et Abundantio. His coss. tenebrae factae sunt die solis hora III , VI Kal. Nov. et levatus est Honorius imp. Constantinopoli in miliario IV a Theodosio patre suo X Kal. Febr.“

Считается, что это несоответствие - результат ошибки переписчиков (стандартная ТИ-отговорка). Но есть и иное мнение, что это следствие неумелого хронологического подлога, как считает Й. Табов. Версии Табова оппонирует М. Городецкий. 

Как бы там ни было, но сами Fasti vindobonenses (MS. 3416) явились миру только в 1555 году, а тот их раздел с периодом лет 390-473, с интересующим нас затмением, и того позже. (см. Sangallensis MS. 878). В любом случае, это первый раз, когда день затмения не соответствует текущему лунному календарю.

После этого затмения у Идация уже встречаются несколько затмений, датированных, скорее всего, по солнечному календарю и, для верности, сдобренных годами олимпиад и испанских эр. Идаций - это Испания. Однако в Италии в 512 году вновь всплывает лунный календарь с затмением в Календы июля!

Hoc anno in k. Iul. sol eclipsin passus est, et monte Besuvio ardente VIII id. Iul. tenebrae factae sunt peg vicinium montis" - см. Paschale Campanum ("Monumenta Germanica" Auctores antiqui IX, 747), см. также анализ затмений Н. Морозова:

Григо́рий Ту́рский (лат. Gregorius Turonensis, фр. Grégoire de Tours, 30 ноября 538 или 539 года, Клермон, Овернь — 17 ноября 593 или 594 года) — святой епископ Турский с 573 года, франкский историк. - WKI

Gregori Turon. hist. Franc. lib. IV c. 31 (Mon. Germ. Scr. r. Merov. I 167)
"Quadam tamen vice Calendis Octobribus ita sol obscuratus apparuit, ut nec quarta quidem pars in eodem lucens remaneret, sed teter atque decolor apparens, quasi saccus videbatur. Nam et stilla, quam quidam comiten vocant, radium tamquam gladium habens, super regionem illam per annum integrum apparuit et caelum ardere visum est, et multa alia signa apparuerunt."

"Однажды, первого октября..."
И снова Календы, начало лунного месяца. Считается, что Григорий пишет здесь о затмении 3 октября 563 года. Но ведь налицо несовпадение! Если календарь к его времени устоялся, то он должен был написать "Однажды, за пять дней до октябрьских нон...", куда приходится в юлианском календаре 3 октября. Напрашиваются следующие предположения:
1. Календарь в те времена продолжал "гулять"
2. Затмение датировано неверно
3. Григорий наврал
4. Календарь в Галлии был еще лунным.

Такие странности с затмениями встречаются сплошь и рядом.

Так, например, Феофан Исповедник в своей Хронографии пишет:

"1 числа сентября месяца, 11 индиктиона, в воскресный день, в пятом часу дня, случилось солнечное затмение, при совершении Божественной литургии и затмение величайшее."

Но утверждается, что Феофан имеет в виду затмение от 16 сентября 787 года. А вот с другим затмением от 15.08.760 у историков с Феофаном разночтений в дате нет. Что это? Снова "ошибка переписчиков"?

 

При перепечатке и публикации ссылка на сайт обязательна © 2007-2013 Andreas Tschurilow

 

 

В двух словах...


    «Во что бы то ни стало устройте старым теориям достойные похороны; хотя мы должны позаботиться, чтобы в этой поспешности не был похоронен живым ни один из раненых».

     Сэр Уильям Флиндерс Петри